Новости Московской международной книжной выставки-ярмарки

Выставка завершила работу. Предлагаем вниманию посетителей «Созвучия» обзор некоторых мероприятий ММКВЯ последних дней по материалам российского ресурса godliteratury.ru.

«Клуб ценителей русского языка» стал важной дискуссионной площадкой на ММКВЯ

Текст: Наталья Лебедева

 На Московской международной книжной выставке-ярмарке центром притяжения для тех, кто уверен, что великая русская литература невозможна без великого и могучего русского языка, стал «Клуб ценителей русского языка». В программе более 50 мероприятий с участием известных  актеров, поэтов, писателей, литературных критиков, ученых-филологов и педагогов.

Открывая дискуссионную площадку, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин отметил, что благодаря таким встречам, где собираются «настоящие профессионалы книжного дела», «появляются новые интересные литературные и издательские проекты».

Главным лейтмотивом всех мероприятий «Клуба ценителей русского языка» стал один простой вопрос — нужно ли сохранять русский язык? Нуждается ли наш родной язык в защите и от кого или от чего его нужно защищать?

— Еще десять лет назад, когда мы начинали говорить с представителями власти о проблемах русского языка, они делали вид, что все хорошо, — говорит генеральный директор некоммерческого партнерства «Родное слово» Константин Деревянко. — А между тем за последние 25 лет мы, к сожалению, потеряли более 50 миллионов человек, говорящих на русском языке, за рубежом.

Деревянко напомнил, что после распада СССР русский язык оказался не самым востребованным в бывших советских республиках.

Выросло уже целое поколение, которое знает английский, но ни слова не понимает по-русски.

— Иностранцы будут изучать русский язык, если увидят в этом практическую необходимость, — объясняет он. — А для этого наша страна должна стать экономически и инвестиционно привлекательной. Но прежде нам необходимо поменять отношение к русскому языку внутри страны. Грамотная русская речь должна стать модной, хотя слово «мода» мне не нравится, потому что это что-то кратковременное, проходящее, скорее это должно быть тенденцией, постоянной составляющей.

О том, что ситуация пусть медленно, но меняется к лучшему, говорила и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года», директор Гимназии № 1520 им. Капцовых Вита Кириченко. По ее словам, школы сегодня обеспечены всем необходимым: разработаны образовательные стандарты и программы обучения, учебники и пособия.

Но если с учебниками в школьных библиотеках проблем нет, то художественных книг в библиотеках катастрофически не хватает.

— В нашей стране 40 тысяч публичных и 45 тысяч школьных библиотек. А книги современных хороших авторов издаются тиражами в 4—5 тысяч экземпляров. Просто сопоставьте эти цифры, — предложила директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина. —Язык не может существовать без книги и чтения, а вот с чтением у нас большая проблема. О какой программе развития русского языка мы говорим, если большинству детей в стране недоступны новые хорошие книги. Пока мы плохо растим читателя.

В ответ на это директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак предложил учредить День чтения. Чтобы один день в году люди собирались вместе и читали друг другу вслух.

— Чтение вслух полностью меняет восприятие текста, — говорит он. —Русская классика достойна того, чтобы ее холить и лелеять. Но сегодня, чтобы понять классический текст, особенно поэтический, нужно приложить в разы больше усилий, чем 20 и даже 10 лет назад. Для того чтобы понимать Мандельштама и даже Пушкина, нужны определенные навыки. Но давайте хотя бы пытаться.

Дмитрий Бак вспомнил старую филологическую шутку: «Мы учили пять языков — великий, могучий, правдивый, свободный и русский», и добавил уже всерьез: «Давайте не забывать, что русский — это язык великого народа».

Новый двухтомник Юрий Рост посвятил и всемирно известным, и — к сожалению, прежде всего для автора книги — неизвестным Личностям своей эпохи

Текст: Андрей Васянин

На фото, анонсировавшем встречу с Юрием Ростом на ММКВЯ, писатель и журналист предстал перед публикой в привычном своем виде: с трубкой, решительным взглядом — только на голове не очень привычный Росту летчицкий шлем с очками. Журналист-путешественник, мастер коротких и полных скетчевого юмора и экзотических фактов историй о людях, с которыми его столкнула жизнь, свой новый двухтомник вновь посвятил им — всемирно известным и, к сожалению, прежде всего для автора книги — неизвестным Личностям своей эпохи.

Галина Уланова, Тонино Гуэрра, Отар Иоселиани, кровельщик-энциклопедист Иван Андреевич Духин, академик Андрей Сахаров, наивная художница Мария Примаченко, Марина Неелова, Борис Жутовский, баба Оля, баба Дарья, Мартирос Сарьян, Гоги Харабадзе,Фаина Раневская, Георгий Данелия, Иннокентий Смоктуновский, Гранин… Юрий Михайлович (на сей раз без шлема, трубки и даже привычного шарфика), держа в руках свой двухтомник, названный по следам его телепроекта на канале «Культура» «Рэгтайм», занимался перед заполнившей все стулья в павильоне «Литературная кухня» аудиторией знакомым и любимым делом — вновь вспоминал, на память и зачитывая целые абзацы из книги, истории встреч и событий со своими замечательными друзьями и просто хорошими знакомыми. Начав с художника Бориса Трофимова, автора оформления книги — сдержанного, лаконичного, запоминающегося, вновь использовавшего фоном для текста на обложке черно-белый мрачный портрет автора с трубкой в зубах. Сам Трофимов внимал рассказу о своей работе из задних рядов зала.

В «Небесном Стокгольме» властвует ностальгия по эпохе несбывшихся надежд, думы о том городе и мире, где мы могли бы жить, если бы советская оттепель продлилась чуть подольше.

Автор интервью Андрей Васянин.

«Так мог бы написать свой «Звездный билет» Василий Аксенов, если бы дожил до наших дней» — это говорит лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров о своем вышедшем в этом году романе «Небесный Стокгольм», представленном 9 сентября на ММКВЯ. У замечательного музыканта вышел полувымышленный-полудокументальный роман-утопия о Москве начала 60-х. В «Небесном Стокгольме» властвует ностальгия по эпохе несбывшихся надежд, думы о том городе и мире, где мы могли бы жить, если бы советская оттепель продлилась чуть подольше. Мы пообщались с автором после презентации книжки на выставке.

Олег, а почему утопия? Вы не похожи на безнадежного мечтателя.

Олег Нестеров: А «Небесный Стокгольм» — это не сожаление о неслучившемся, о той утопии, что мы для себя нарисовали. В моем романе главное то, что в споре «Небесный Иерусалим» vs «Небесный Стокгольм» всегда будет побеждать Иерусалим. Что бы вокруг ни случалось, о чем бы мы ни спорили — то, что внутри, важнее того, что снаружи. Лампочки — важнее экранных проекций.

А почему — «Небесный Стокгольм»?

Олег Нестеров: Мы, как известно, строили коммунизм. Чтобы построить новое общество, нужно было изобилие. В тот момент уже существовал земной Стокгольм, который построил свою модель социализма, и туда незадолго до отставки приехал Хрущев и увидел изобилие и достаток. У него в голове всё стало на свои места. Он заявил, что буржуазное перерождение — это благо, нужна свобода мнений, нужна новая Конституция… Небесный Стокгольм — это мечта, в которую стремилась Москва. Мне было важно рассказать об эпохе, о времени, когда в России все получалось. Причем и с точки зрения и нашего нынешнего времени, когда получается не все. Казалось бы — страна та же, люди те же…

Но многие считают, что время Хрущева привело к неоднозначным результатам.

Олег Нестеров: Хоть наш экстравагантный правитель действовал эмпирически и порой несвязно и не имел образования  — в Кремле-то у него сидело 20 академиков, этакий коллективный Курчатов, — они в свое время и спасли Западную Сибирь от затопления. А было б там Обское море — где б тогда были наши нефть и газ?! Мы все равно двигались в нужном направлении и пришли, куда надо. И что бы было тогда вокруг нас, как бы это ни называлось, но движение то было — нужным, важным, говорящим само за себя. Это было время, когда все было по факту.

То время вдохновило, напитало — и кончилось…

Олег Нестеров: Не кончилось! Да, оно превратилось тогда в нечто иное, все завязло, рассыпалось, мы получили отрицательную прибавочную стоимость, стоимость материалов, из которых что-то производилось, была выше произведенного. Все дошло до абсурда. Но время даром не может пройти. Мы его помним, еще живы люди, что активно действовали в это время и могут нам что-то о нем рассказать. И вот еще что: это время нужно нам с вами! Сейчас!

А не 90-м годам?

Олег Нестеров: И даже не нулевым. Оно нужно здесь и сейчас. Потому что настоящему, чтоб обернуться будущим, требуется вчера. «Небесный Стокгольм» — это попытка вдохновить молодежь на любое движение вперед. Настоящему, чтобы обернуться будущим, нужно вчера. Нам важно понимать, что мы не внезапно появились…

Олег, как вам удается жить в нескольких плоскостях — музыка, проза?..

Олег Нестеров: Вахтовым методом. Как нефтяники живут: 20 дней в Сургуте — 20 у теплого моря. Сначала я отбиваю теннисные мячи, делаю необходимые дела — и потом концентрируюсь на самом важном. Музыка самое важное и теперь, после романа, следующая она. Это будет проект «Нежный Высоцкий» — моя версия любимых с детства песен.

На Московской международной книжной выставке-ярмарке представили книгу «Москва: место встречи», вышедшую в АСТ в «Редакции Елены Шубиной»

Текст: Анастасия Скорондаева. Фото обложки — в заголовке статьи

«Москва: место встречи» — это не слащавые признания в любви столице, написанные 32 авторами для этой книги. Это что-то большее.

Писатели и журналисты разных воззрений, пишущие разным стилем, поделились с читателями своей Москвой, той, которую многие исходили и изъездили еще в детстве. ВДНХ Дмитрия Глуховского, Неглинная Евгения Бунимовича, Сретенка Вероники Долиной, Миуссы Людмилы Улицкой, Ленгоры Дмитрия Быкова, Тушино Дмитрия Данилова, Ходынка Владимира Шарова, Автозаводская Алексея Варламова, Садовая Дениса Драгунского, Ордынка Сергея Шаргунова…

«Большая Ордынка, утро, стужа, темень, за оградой храма — то удары, то скрежет. Сквозь прутья можно увидеть мальчишечью фигуру в тулупчике и шапке-ушанке.

Не могу сосредоточиться на чем-то одном: то лом, то лопата.

Боец Заречья.

То истово вмазываю по льду, зажмуриваясь от осколков, то отдираю отбитое вместе со снегом и воздымаю рыхлую тяжесть былинного пирога, который так трудно и радостно нести в сторонку, чтобы обрушить в уже нехилую кучу.

Мне — двенадцать, и я — алтарник этого белого храма, где мой отец второй год настоятель», — эти строки, словно отчеканенные, из рассказа Сергея Шаргунова «Замолк скворечник. Замоскворечье». Как признается сам автор, в рассказе много мистики и уже исчезнувшего Замоскворечья, он «о странной территории, о месте пересечения линий моих родителей и обо мне».

Дмитрий Данилов, известный неспешностью повествования, здесь колесит на 199-м автобусе — любимый маршрут, уносящий его «в дальнюю даль, за пределы Тушино».

Дмитрий Глуховский совсем даже не фантастически, а вполне реально ностальгирует об утраченном месте детства, павшем под «варварским натиском», словно Рим, ВДНХ: «Было ВДНХ целым царством; страной изобилия; выставкой запретных благ; колдовским садом, в котором произрастали искусы».

«Стало быть, для меня основой основ, луковицей нашего тюльпанового дерева стала Сретенка. Переулки. Вот этот каталог — Колокольников, Пушкарев, Последний,

Сретенские ворота — я до сих пор разбираюсь в топонимии и буксую… Ворота эти оставались загадкой для меня много лет, пока я додумалась, что это некие въезды…

Что-то никто толком не объяснял. Объяснять вообще как-то было не в моде. До многого доходили сами мои сверстники. И что такое Страховой дом «Россия» , вот это красивейшее здание на Сретенском бульваре… И Тургеневская библиотека — отчего она есть, а вот уж ее и нету. И жизнь трамвая А, Аннушки, всё время рассказывали о нем то-сё…» — это уже Вероника Долина о своей Москве вспоминает.

С этим томиком в сумке о Златоглавой можно в удовольствие прогуляться по столице, словно с путеводителем и в компании любимого писателя, чтобы увидеть город другими глазами. Город, которого отчасти уже и нет. Набрать побольше воздуха и нырнуть в прошлое, где деревья были большими, а пробки и вовсе отсутствовали.

Какой-то удивительно «теплый» сборник получился, несмотря на то, что и не о любви. Лучше всего, наверное, у Людмилы Улицкой об этом: «Москва от себя не отпускает. Ни один город на свете я не знаю так долго и так хорошо, как Москву. Я даже не могу сказать, люблю ли я Москву. Скорее, нет. Но нет и города роднее. Правда, очень часто приходится говорить: здесь была Cобачья площадка… здесь была моя музыкальная школа… здесь был Минаевский рынок…»

На ММКВЯ пришел поэт Владимир Вишневский

Текст: Наталья Соколова

Поэт представил свою новую книгу «Любимая, я знаю, ты в сети». Гости пришли на встречу в конце второго дня работы ярмарки за хорошим настроением. Вишневский — мастер искрометных веселых одностиший.

«Я оптимист, наверное, не от большого ума, — сказал Владимир Вишневский и прибавил уже серьезно: — Как хорошо, что в начале сентября мы можем собраться на ВДНХ и поговорить о книгах и русском языке».

«Ведь я тебе практически не вру», — начал стихотворение поэт и добавил, что слово «практически» только в русском языке значит ровно обратное. Разговор о языке был не случайным: новая книга Вишневского — сетевой дневник, разговорник — как с помощью двух-трех фраз можно обернуть любую ситуацию в свою пользу. В книге также собран список шаблонных шуток: как сегодня не стоит шутить. Вишневский предлагает прислушаться, как слова звучат сегодня в современном русском языке. «Продавить, отжать, урыть, распиливать» — характеризуют нашу современную жизнь. Но из этих слов можно составить оптимистическое стихотворение. «Любой шаблон можно порвать и создать из него поэзию, а вообще я поэт-стихотерапевт», — сказал Вишневский и прочитал еще несколько стихотворений.

Несколько одностиший Вишневского:

Живущий должен жить на даче, и лучше не на даче показаний.
Жаль, что не создан до сих пор на базе грабель тренажер.
В полночь очень хочется свести шпроты с жизнью.
Нам вернули горячую воду, значит, лето на убыль пошло.
У нас в любое время года задача — перезимовать.
Есть шансы не дожить до времени, когда сгорят все сбережения.

http://sozvuchie.by/news/2016-09-12

Няма каментарыяў

Добавить комментарий

Ваш email не будзе апублікаваны.